Геноци́д (от греч. γένος — род, племя и лат. caedo — убиваю) — форма массового насилия, который ООН определяет как действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую путём:
- убийства членов этой группы;
- причинение серьёзных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;
- мер, рассчитанных на предотвращение деторождения в такой группе;
- насильственной передачи детей из одной человеческой группы в другую;
- предумышленного создания жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этой группы.
Уголовный Кодекс Республики Беларусь
Статья 127. Геноцид
Действия, совершаемые с целью планомерного уничтожения полностью или частично какой-либо расовой, национальной, этнической, религиозной группы или группы, определенной на основе любого другого произвольного критерия, путем убийства членов такой группы или причинения им тяжких телесных повреждений, либо умышленного создания жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение такой группы, либо насильственной передачи детей из одной этнической группы в другую, либо принятия мер по воспрепятствованию деторождения в среде такой группы (геноцид), –
наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати пяти лет, или пожизненным лишением свободы, или смертной казнью.
Подробнее: https://kodeksy-by.com/ugolovnyj_kodeks_rb/127.htm
Резолюцией 260 (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1948 года утверждена Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, в которой дано определение геноцида, и признание его (а также покушение на геноцид, публичные призывы к нему, соучастие в геноциде и заговор с целью геноцида) международным преступлением, независимо от того, совершён он в мирное или военное время, частным, должностным лицом или правительством. В отношении выдачи виновных геноцид не рассматривается как политическое преступление, и виновным не должно предоставляться политическое убежище.
Лица, обвиняемые в совершении геноцида, должны быть судимы компетентным судом того государства, на территории которого было совершено это деяние, или международным уголовным судом, при условии, что он имеет юрисдикцию в отношении сторон. Международным органом уголовной юстиции, в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных за геноцид, военные преступления, преступления против человечества, а также военную агрессию, с 1998 года является Международный уголовный суд в Гааге.
Геноцид на Бобруйской земле
Согласно сведениям научно-популярного издания «Памяць. Гісторыка-дакументальная хроніка Бабрускага раёна», наш регион был полностью захвачен немецкими войсками в конце июня 1941 года, оккупация длилась более трех лет — до июля 1944 года. Нацисты включили Приберезинский край в состав территории, административно относящейся к зоне армейского тыла группы армий «Центр». Комендатуры — полевые (фельдкомендатуры) и местные (ортскомендатуры) — обладали всей полнотой власти в районе.
Во всех крупных деревнях были созданы районные (волостные) управы и полицейские гарнизоны из коллаборационистов. Для осуществления политики геноцида и проведения карательных операций сразу вслед за войсками в район прибыли карательные подразделения
войск СС, айнзатцгруппы, зондеркоманды, тайная полевая полиция, полиция безопасности и СД, жандармерия и гестапо.
Одновременно с оккупацией нацисты и их приспешники начали поголовное уничтожение евреев. «Акции» — так гитлеровцы называли организованные ими массовые убийства — повторялись множество раз во многих местах. Евреев убивали в деревнях Слободка, Ясены, Ковали и других населенных пунктах.
Массовые убийства евреев Бобруйска и Бобруйского района осуществляли айнзатцкоманда 8 и 316-й полицейский батальон. Кроме этих спецподразделений, в убийствах активно участвовали и силы вермахта, среди которых и подразделение 8-й кавалерийской бригады СС.
Согласно Могилевскому поисковому вестнику (выпуск № 1, 2001 г.), архивным справкам Национального архива Республики Беларусь и Государственного архива Могилевской области, в годы Великой Отечественной войны на территории Бобруйского района действовало пять фашистских лагерей:
— р. п. Глуша — лагерь гражданского населения, узники которого использовались на тяжелых работах;
— д. Заболотье — трудовой лагерь, где содержалось 300 человек. Создан
в 1943 г. Узники использовались на строительстве военных объектов;
— д. Ламбово — трудовой лагерь, функционировавший в январе 1944 г.;
— д. Лоси — трудовой лагерь, функционировавший в январе 1944 г.;
— д. Химы — рабочий лагерь, функционировавший в апреле 1944 г.
За весь период оккупации Бобруйского района немецко-фашистскими захватчиками уничтожено 913 его жителей, вывезены в Германию и не вернулись домой 428 человек.
Среди мирных жителей — жертв фашистского террора — значатся фамилии 360 человек.
Бобруйское гетто
Бобруйское гетто – это место принудительного переселения представителей еврейской национальности, проживающих в городе Бобруйск и ближайших населенных пунктах в период оккупации Беларуси германскими нацистскими войсками во времена Второй мировой войны.
28 июня 1941 года город Бобруйск захватили подразделения вермахта. Оккупация длилась три года, первыми жертвами нацистов стали евреи.
С самого начала оккупации немцы начали дискриминировать евреев. Они не только соблюдали комендантский час, но и не имели права находиться за пределами своего места жительства и носили шестигранные желтые нашивки.
В июле 1941-го гитлеровцами был организован юденрат для отчуждения евреев от всего населения. Следующим этапом отчуждения стала их изоляция в отдельный район города.
В гетто евреи жили по 10-16 человек в одной комнате. Им было запрещено топить печи и готовить себе еду. Они добывали еду ночью, под страхом смерти, тайно убегая из гетто и обменивая вещи на продукты питания.
Большое количество евреев умирало от болезней и голода, некоторые заканчивали жизнь самоубийством. Оккупанты издевались над своими узниками и насиловали женщин. На подростков регулярно устраивались облавы, всех пойманных увозили в госпиталь и брали у них кровь.
С июля 1941 года гитлеровцы совершали массовые расстрелы. 7-8 ноября немцы расстреляли 5.281 человека. Окончательное уничтожение гетто произошло в феврале 1942-го. Общее число уничтоженных бобруйских евреев составляет 25.000 человек.
http://apr.gov.by/news/relevant/131383.html ссылка на видео памяти сожженных деревень
По «дороге смерти». Бобруйчане прошли путь от гетто до места расстрела его узников
(Информация сайта газеты "Бобруйский курьер", 3 ноября 2018 г.)
В ночь с 6 на 7 ноября 1941 года в дерене Каменка Бобруйского района начался массовый расстрел узников гетто, которое располагалось на нынешней улице Бахарова.
За двое суток рвы заполнили тела более чем 10 тысяч человек. Их гнали в дождь до самой деревни около 9 км – изможденных женщин, детей, стариков. Спустя 77 лет, 3 ноября 2018 года, по «дороге смерти» прошли несколько десятков бобруйчан, чтобы почтить память жертв Холокоста.
Мемориальная акция в память о жертвах Бобруйского гетто, организованная Бобруйской еврейской общиной при участии Центра туризма, краеведения и экскурсий детей и молодежи города Бобруйска Мемориальная акция в память о жертвах Бобруйского гетто, организованная Бобруйской еврейской общиной при участии Центра туризма, краеведения и экскурсий детей и молодежи города Бобруйска Мемориальная акция в память о жертвах Бобруйского гетто, организованная Бобруйской еврейской общиной при участии Центра туризма, краеведения и экскурсий детей и молодежи города Бобруйска
Именно в этом районе находилось то самое гетто, из которого промозглым ноябрьским днем повели на расстрел тысячи евреев. Памятный знак узникам недалеко от проходной предприятия появился относительно недавно, в 2008 году, и возле него участники акции зажгли свечи. В знак памяти они прикрепили к одежде символические эмблемы, состоящие из желтой звезды Давида и красной пятиконечной звезды. Объединены они были не случайно, ведь во рвах Каменки покоятся не только евреи, но и советские военнопленные, которые готовили могилы для мирных жителей и первыми были расстреляны.
Председатель Бобруйской еврейской общины Олег Красный рассказал, что в 1941 году «дорогу смерти» до конца прошли не все. Немощных, падающих в ноябрьскую грязь бобруйчан расстреливали на всем маршруте.
Председатель Бобруйской еврейской общины Олег Красный рассказал о последних часах жизни узников Бобруйского гетто и о людях, создавших мемориалПредседатель Бобруйской еврейской общины Олег Красный рассказал о последних часах жизни узников Бобруйского гетто и о людях, создавших мемориалМемориальная акция в память о жертвах Бобруйского гетто, организованная Бобруйской еврейской общиной при участии Центра туризма, краеведения и экскурсий детей и молодежи города Бобруйска
– Вдоль дороги выстроили мирных жителей, и они наблюдали за этим шествием. Некоторым удалось вытолкнуть из колонны детей, сохранив им жизнь, но таких счастливчиков оказалось немного.
Сегодня улица Бахарова мало чем напоминает «дорогу смерти», она заасфальтирована и благоустроена. Лишь на выходе из города тротуар превращается в узкую тропинку, пролегающую через живописный березняк. Во время войны тротуаров здесь не было, люди шли по вязкой грязи, многие – босиком. Представить это сегодня трудно, а тем более – прочувствовать тот ужас, который испытывали люди.
– Они знали, что их ведут убивать.
Первая остановка – в деревне Слободка, где у обочины дороги находится еще один мемориал, состоящий из камня, стелы и пушки. Валун много лет назад установил местный житель Евгений Календо в память о 14 односельчанах, которые погибли на фронте, позже здесь был создан небольшой мемориальный комплекс. Так причудливо на одной дороге переселись судьбы людей, которые вряд ли знали друг друга при жизни, но сегодня их вспоминают благодаря стараниям тех, кто остался жив.
Мемориал в Каменке – тоже частная инициатива. Появился он в 70-х годах благодаря бобруйскому часовщику Мееру Зелигер. Он начал собирать деньги на то, чтобы увековечить память жертв Холокоста.
– В то время рвы уже сравнялись с землей, тут паслись свиньи. Инициатива Меера Зелигера властям не понравилась, но сделать они ничего не смогли, – рассказал Олег Красный.
У этого мемориала, установленного на пожертвования обычных людей, своя история. Во время строительства БШК в Еловиках были обнаружены останки других расстрелянных бобруйчан (правда, по информации от людей, профессионально занимавшихся темой сталинских репрессий, до войны «Советская власть» там расстреливала невинных людей – репрессированных), и Меер Зелигер вместе с друзьями перевозили их на велосипедах в Каменку, чтобы захоронить в общей могиле.
– Всего набралось порядка 20 мешков с костями, было найдено 126 черепов. Но это далеко не все останки людей, которых расстреляли в Еловиках, – убежден председатель Бобруйской еврейской общины.
На то, чтобы поставить памятник в Каменке, ушло девять лет. Сам Меер Зелигер не дожил до открытия мемориала несколько месяцев. О евреях в первоначальной надписи на обелиске не было ни слова, формулировка по тем временам оказалась идеологически выверенной: «Здесь погребены тысячи мужчин, женщин, детей, военнопленных».
Спустя годы, когда мемориал реконструировали, на памятнике появилось уточнение о том, кто же все же похоронен в двух каменских рвах. По предварительным подсчетам это около 40 тысяч белорусских и польских евреев и примерно столько же советских военнопленных: машина смерти в Каменке, запущенная в ноябре 1941 года, исправно работала несколько лет. Перед отходом из деревни в 1943 году оккупанты попытались скрыть следы преступлений, раскопали рвы, залили останки мазутом и подожгли. Камни под стеклянными колпаками-саркофагами по обе стороны от памятника – те самые обуглившиеся кости расстрелянных людей. Часть из них инициаторы создания мемориала решили оставить не погребенными как безмолвное доказательство трагедии времен Второй мировой.
Мария Маслова
Фото Дмитрия Калинина
Без срока давности: политика фашистского геноцида на оккупированной территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны
Президент Беларуси Александр Лукашенко на совещании по вопросам реализации исторической политики 6 января объявил 2022-й Годом исторической памяти, который пройдет под знаком сохранения героического наследия и правды обо всех периодах жизни белорусского народа. «Сегодня вся эта работа является одним из важнейших направлений обеспечения национальной безопасности страны», — подчеркнул белорусский лидер.
24 февраля этого года на собрании трудового коллектива МГОИРО был представлен материал о политике фашистского геноцида на территории Беларуси в годы великой Отечественной войны. Доцент кафедры дидактики и частных методик, кандидат исторических наук Н.М. Пурышева подчеркнула актуальность данной темы в связи с проведением некоторыми европейскими государствами, причастными к массовому уничтожению белорусов и представителей иных национальностей в период Великой Отечественной войны и послевоенное время, агрессивной политики в отношении нашей страны. С сожалением констатировалось, что и в современной Западной Европе, прежде всего в Германии, нацистские преступления против белорусского народа по-прежнему окружены недомолвками. Лектор отметила, что наша общественность недостаточно осведомлена о ряде фактов геноцида, совершенных националистическими бандформированиями сообщников фашистов. Это в свою очередь создает почву для их героизации и попыток разрушить ценности, на которых строится белорусская государственность. Приведенные в лекции конкретные факты политики немецко-фашистского геноцида в отношении населения Беларуси убедительно показали обоснованность и целесообразность возбуждения Генеральной прокуратурой Республики Беларусь в апреле 2021 года уголовного дела по факту геноцида населения Беларуси во время Великой Отечественной войны и послевоенный период, принятие Закона «О недопущении реабилитации нацизма» и Закона «О геноциде белорусского народа». Цель принятия этих справедливых юридических решений — достижение социальной и исторической справедливости, устранение белых пятен истории, укрепление конституционного строя и национальной безопасности.
В Республике Беларусь никогда не будут забыты подвиг и страдания нашего народа во время одного из самых жестоких и кровавых периодов истории.
Информация сайта МГОИРО
Память хранят обелиски
На территории района расположено 93 известных и состоящих на государственном учете воинских захоронения, 2 захоронения жертв войны и 1 место массового уничтожения периода Великой Отечественной войны, в которых захоронено 32 484 человека. Благодаря поисковой работе, проводимой на территории Приберезинского края, только за последние годы обнаружено несколько сотен останков солдат и мирных жителей, которые подзахоронены и нашли вечный покой в этих воинских могилах.
Отдельно хотелось бы остановиться на месте массового уничтожения. Оно расположено на окраине д. Слободка. Сюда из бобруйского гетто пригнали мужчин, женщин, стариков, детей, а также военнопленных из концлагеря, расположенного в Бобруйской крепости. Их заставили самим рыть себе могилы — 2 рва, а потом расстреляли. Это место стало последним приютом для предположительно 17 000 военнопленных и около 13 000 мирных жителей, 10 000 из которых — евреи.
Мемориальный комплекс на месте убийства узников Бобруйского гетто возле деревни Каменка (сейчас ближе к деревне Слободка)
6-8 ноября 1941 года. Создан в 1978 году усилиями Меера Зелигера и Марии Минц, реконструирован в 2006 году.
|
«Аллея Праведников народов мира» на улице Социалистической
|
Мемориальный знак «Узникам Бобруйского гетто» на улице Бахарова (бывшая Шоссейная) |
Тип |
закрытое |
Местонахождение |
Бобруйск |
Период существования |
1 августа 1941 — 30 декабря 1941 |
Число погибших |
25 000 |
Председатель юденрата |
Е. Розенберг |
|
|